МЕТОДЫ КОНТАКТНОЙ ТРИБОМЕХАНИКИ СМАЗОЧНЫХ СЛОЕВ И МОДЕЛИ ИЗНОСА ПРИ ПРЕДЕЛЬНОМ ТРЕНИИ
Назначение разработки:
Разработка, исследование и внедрение технологии восстановления и повышения износостойкости быстроизнашиваемых деталей автобусно - троллейбусного парка.
Рекомендуемая область применения:
Автобусно -троллейбусный транспорт, транспотные предприятия.
Техническая характеристика:
Цель проекта - на основе комплекса экспериментальных и теоретических исследований триботехнических процессов при контактной взаимодействия смазанных поверхностей трения разработать методы исследования контактно-деформационных и триботехнических свойств смазочных слоев и создать модели износа смазанных узлов трения для оценки их износостойкости.
В результате проведенного комплекса экспериментальных и теоретических исследований решена научно-прикладная проблема оценки износостойкости смазанных узлов трения на основе исследований деформационных и трибомеханичних свойств поверхностных смазочных слоев, развития теории методов испытаний, предложенных моделей изнашивания и методов решения зносоконтактних задач для смазанных трибосистем.
В результате проведенного сравнительного исследования условий деформации смазанной и сухой поверхности при статическом вдавливании шарикового индентора и при его перемещении установлено следующее:
- Глубина вдавливания индентора в смазанную поверхность больше чем в сухую в среднем на 8 ... 10 %;
-Относительная деформация вглубь поверхности материала по оси лунки деформации описывается линейной закономерностью и нелинейной для сухой контакт;
-Равномерность распределения слоя деформированных зерен по зоне деформации для смазанном контакта свидетельствует о равномерность распределения внутренних напряжений в поверхностном слое.
Установлено, что более интенсивная и ненапрягаемая деформация неравенств в смазанном контакте триботехнических соединений способствует ускорению процесса приработка, формированию уравновешенной шероховатости, стабилизации и уменьшению уровня контактного давления на фактических пятнах контакта и, наконец, уменьшению припрацювального износа. В результате, наряду с традиционным механизмом снижения износа за счет адсорбированных и химически модифицированных слоев предложен и обоснован контактно-деформационный механизм снижения износа смазанных поверхностей.
Для анализа влияния смазочного материала на процессы контактного взаимодействия получена аналитическая зависимость деформаций от усилий при динамическом контакте сферы с плоскостью в присутствии слоя предельного масла с учетом продолжительности контакта. В результате получены деформационные диаграммы для различных условий смазки, которые дали возможность рассчитать давление в контакте с помощью разработанного метода экспериментально-теоретической равновесия. Анализ результатов решений контактной задачи подтвердил, что уровень контактных давлений в смазанном контакте на 5-10% ниже чем для незмащеного, что обуславливает снижение интенсивности износа при контакте через масляную пленку.
Преимущества перед аналогами:
Лучшая известных в Украине аналогов по всем основным показателям.
Стадия готовности разработки:
Внедрено в производство
Технико-экономический эффект:
Увеличение объемов производства, улучшение состояния окружающей среды, экономия энергоресурсов, экономия материалов (сырья), уменьшения износа оборудования.
Описание разработки:
() На основе экспериментальных и теоретических исследований разработан комплекс методов для определения деформационных, трибомеханичних, антифрикционных и протизносових свойств смазочных слоев в контакте триботехнических соединений. Установлен контактно-деформационный механизм уменьшения износа смазанных поверхностей. Разработаны методики построения деформационных диаграмм смазанных поверхностей и слоев масла в нормальных и касательных направлениях.
Предложенные методы определения коэффициента трения и динамической вязкости на основе испытаний образцов по маятниковой схеме и соответствующих уравнений состояния трибосистем для указанных схем исследований. Проведенные аналитические и экспериментальные исследования характеристик трения при перемещениях смазанных образцов по прямой и наклонной плоскостях, определены параметры, позволяющие оценивать режимы трения и смазки при различных условиях. Предложенная система определения функций интенсивности износа узлов трения с выбором оптимальных схем испытаний, условий смазки и алгоритма расчета параметров износостойкости с целью прогнозирования и оптимизации долговечности по критерию износа. Разработаны маслоутримувальни профили на цилиндрических и плоских поверхностях трения с неизменными условиями смазки в контакте и оптимальной несущей способностью.
Сведения о новизне разработки:
имеется патентов Украины -- 4 шт.
Результаты испытаний
Отвечает технической характеристике
Возможность передачи за рубеж:
Продажа патентов Продажа технической документации Создание совместного предприятия Совместное произв.,продажа, эксплуатация
Фотоприложение
Cтрана
Украина
За дополнительной информацией обращайтесь: E-mail: gal@uintei.kiev.ua
|