МНОГОКАНАЛЬНЫЙ ДАТЧИК ЗАДЫМЛЕННОСТИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Назначение разработки:
Датчик предназначен для исключения ложного срабатывания в приборах дыма, вызванного сходством сигнала от дыма и пыли при использовании технологии оптического рассеяния света.
Рекомендуемая область применения:
Разработка может быть использована для предотвращения пожара в рабочих, складских, гостиничных и офисных помещениях,
а также на железнодорожном и авиационном транспорте.
Преимущества перед аналогами:
Впервые разработан и предложен специализированный многоканальный датчик задымленности, который позволяет отделить влияния температуры, частиц пыли и продуктов горения, в результате чего отсутствует его ложное срабатывание.
Стадия готовности разработки:
Требуется доработка
Описание разработки:
() Известно, что система пожарной сигнализации (СПС) принадлежит к числу систем высшей категории по критерию ответственности за безопасность как объекта, на котором она установлена, так и людей, находящихся в нем. Особую актуальность качества СПС имеет в авиации, в которой принято не совершать полет, если СПС неисправна, и завершать его в случае получения сигнала с СПС (настоящего или ложного) о пожаре, то есть прервать плановый полет. Мировая статистика показывает, что почти 60% сигналов "пожар", которые формируются СПС в полете, являются ошибочными, при том, что надежность соответствует требованиям и нормам. В результате анализа таких ложных срабатываний СПС систем определено, что их причиной является одинаковое влияние на оптические сенсоры этих систем от пыли и дыма, то есть рассеивание света одинаково происходит как на частицах пыли, так и на частицах дыма.
Проблема сходства сигнала от дыма и пыли актуальна и для атомных электростанций, морских и подводных судов, военных складов, логистических центров, а также самолетов. Согласно отчету Airbus, из 63 случаев задымления 42 были ложными.
Отечественные ученые подошли к этому вопросу через принципиально новое физическое явление - нарушенного полного отражения лазерного излучения от специальных наноструктур. Была исследована возможность использования этого явления и выявлено, что пыль и дым могут детектироваться отдельно. Отделить сигнал от дыма от сигнала пыли предлагается за счет дополнительных каналов, которые полностью исключают возможность ложного срабатывания - при эффективности других существующих решений от 40%.
Многоканальный датчик задымленности состоит из излучателей и фотоприемников, расположенных в разных каналах с различными геометрическими размерами. У него дополнительно введен сенсор температуры и чувствительный элемент из стекла с напыленным слоем золота, а как излучатель использован лазер, при этом угол между падающим и отраженным оптическим излучением соответствует углу плазменного резонанса при наличии на чувствительном элементе молекул оксида углерода.
Датчики могут располагаться в багажных отделениях и туалетах самолетов, а их стоимость составляет около $ 800 в отличии от менее действенных западных аналогов, цена которых составляет до $ 2000.
Сведения о новизне разработки:
имеется патентов Украины -- 1 шт.
Результаты испытаний
Требуется доработка
Возможность передачи за рубеж:
Совместное доведение до промыш. уровня
Фотоприложение
Cтрана
Украина
За дополнительной информацией обращайтесь: E-mail: gal@uintei.kiev.ua
|