ПОВЫШЕНИЕ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ДЕТАЛЕЙ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ
Назначение разработки:
Украинский институт разработал технологию изготовления тяжелонагруженных узлов трения, обеспечивающую, за счет организации принудительного твердого смазывания, существенное увеличение надежности и ресурса их работы.
Рекомендуемая область применения:
Повышение износостойкости буровых долот, подпятников системы турбонаддува дизелей и т.п.
Преимущества перед аналогами:
Испытания долот и подпятников, изготовленных с применением разработанной технологии, показали существенное (в 1,5-2 раза) повышение их износостойкости по сравнению со стандартными.
Стадия готовности разработки:
Опробовано в режиме опытной эксплуатации
Описание разработки:
() Значительной проблемой машин и механизмов, которые работают в экстремальных условиях (высокие удельные давления и температуры, большие скорости скольжения, воздействие агрессивных сред и вакуума), является низкая износостойкость наиболее ответственных деталей пар трения. Такие условия характерны для опор буровых долот, подпятников валов турбин систем турбонаддува двигателей, лопаток газовых турбин и др. Отличительной особенностью их работы является затрудненность или вообще невозможность доставки и удержания в зоне контакта деталей смазки. Такие детали, как правило, работают в условиях сухого трения.
Технологические мероприятия, разработанные до настоящего времени, позволили решить ряд проблем. Однако сравнение условий работы тяжелонагруженных узлов сухого трения с условиями работы деталей с традиционными видами смазки показывают, что они по ресурсу работы в десятки и сотни раз уступают последним.
Украинский институт предлагает технологию, по которой на контактирующих поверхностях трения изготавливаются определенным образом расположенные углубления, заполненные с применением лазерной наплавки специальным антифрикционным материалом. Форма углублений, закономерности их расположения по поверхностям трения, соотношение "бронзовой" и "стальной" составляющих определяются путем оптимизации.
Особенностью разработанной технологии является то, что в процессе лазерной наплавки в специальном углублении на поверхности детали формируется слой антифрикционного композиционного материала. Наплавленный слой прочно соединен с подкладкой благодаря наличию между ними металлургической связи. Под закристаллизованным антифрикционным материалом в стальной подложке располагается зона термического влияния, где происходили процессы аустенизации и последующей автозакалки с образованием высокодисперсного мартенсита с высокой микротвердостью. Такая многослойная структура материала обеспечивает плавное повышение градиента механических свойств от поверхности в глубину.
Результаты испытаний
Обеспечивает получение стабильных резуль
Возможность передачи за рубеж:
Продажа патентов Совместное доведение до промыш. уровня
Фотоприложение
Cтрана
Украина
За дополнительной информацией обращайтесь: E-mail: gal@uintei.kiev.ua
|